Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Куда заведет нас русофобский задор?

Серикжан АдиловCentral Asia Monitor
16 апреля 2016

Коллаж: Русские в КазахстанеКто старое помянет - тому глаз вон, кто забудет - тому оба. Эта пословица как нельзя кстати подходит для определения того исторического и геополитического распутья, на котором оказались многие страны постсоветского пространства, в том числе и Казахстан. Сейчас мы раздираемы противоречиями и до конца не можем определиться, кто нам друг, кто враг, а кто просто так. Масла в огонь подливают национал-патриоты, с ярым энтузиазмом клеймящие как советское прошлое, так и современные интеграционные процессы.

Поднимаемая ими волна зачастую смывает в бездну оголтелого критиканства те здравые зерна, которые могли бы стать для Казахстана точками роста. Теми самыми, о которых с первых дней независимости грезит наш президент и которые пока так и остаются великой мечтой.

Евразийский экономический союз действует на наших национал-патриотов как слабительное, что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, какой идеологический винегрет находится в их головах. Выплескивая помои своих комплексов и страхов, они нередко теряют ориентацию в пространстве, подменяя то, что есть, тем, что кажется.

Например, на прошлой неделе известный политолог и не менее известный национал- патриот Айдос Сарым заявил, что "все интеграционные проекты России на постсоветском пространстве - ОДКБ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз - не имеют никакой ценностной основы". При этом он почему-то забыл, что у истоков большинства интеграционных объединений на постсоветском пространстве стоит не Россия, а Казахстан. А его коллега и соратник Расул Жумалы намедни и вовсе прыгал на одной ножке оттого, что Казахстану удалось договориться с Ираном о строительстве трех электростанций. И радость его была неподдельной - как он объяснил, "хотя бы потому, что раньше этот рынок был ориентирован на российских специалистов, на россий­скую экономику", а теперь…

А теперь мы все больше превращаемся в колонию не России, с которой у нас общее историческое прошлое, схожее состояние экономик, общие транзитные пути, а, как выразился несколько лет назад один из наших политологов в "колонию многих метрополий". И очевидно, что тех бонусов, на которые был сделан первоначальный расчет, нам это не принесло. Их демократические традиции не вписались в наш нацио­нальный колорит, а "экономическая помощь" обернулась "проклятием ресурсов". Распыляя силы и средства по всему миру, мы за эти 25 лет разве вырвались с мировой периферии, превратили свою экономику в одну из самых развитых, сделались сильней и богаче? Однозначные ответы на эти вопросы уже дал нынешний мировой экономический кризис.

Между тем мы имеем Евразийский экономический союз, потенциал которого в условиях, когда нацпаты истерически кричат о потере собственного суверенитета, далеко не каждый политик возьмется всерьез пропагандировать. Его попросту закатают как Диогена в бочку и ценной бандеролью отправят в "рашку" выращивать огурцы и помидоры вместе с хрестоматийной бабой Маней. Риск, конечно, дело благородное, но в нашем случае смельчакам вряд ли предложат пригубить шампанского.

Уже выросло поколение тех, кто не приемлет в своем лексиконе слово "советское" и как черт от ладана шарахается от России как главного символа этой "советскости". К тому же РФ, как каждый день пугают нас нацпаты, методом "мягкой силы" собирает земли в попытках возродить ненавистный СССР, и это, мол, окончательно растопчет нашу идентичность, духовность и мировоззренческие ориентиры, превратит нас в рабов.

Чего добиваются нацпаты, превращая нас в бездумных отрицателей? Вопрос сложный.

Если бы они действительно заботились о национальных интересах, то в первую очередь акцентировали бы внимание на том, почему в общем-то правильные инициативы власти по диверсификации экономики, по развитию индустрии и внедрению новых технологий на деле оказываются банальными мыльными пузырями и почему даже реализованные втридорога инвестиционные проекты оборачиваются исключительно истощением нашей казны. Но нет, их больше волнуют поиски мифических русских сепаратистов и извечный плач по судьбе казахского языка.

Не спорим, национал-патриоты нередко поднимают важные вопросы, в которых нам как нации не мешало бы разобраться. Но жить только копошением в прошлом и превращать все в трагедию как минимум недальновидно. Для любого государства. Сделав выводы, надо двигаться вперед, причем реально оценивая собственное местоположение на карте мира. А оно таково, что от России и других стран, окружающих нас, нам никуда не деться. Это как с родственниками, которых не выбирают.

И вместе, скооперировав научный, интеллектуальный, технологический потенциал, мы могли бы соскочить с нефтяных игл, поскольку мы находимся в равном положении - положении блох на теле мирового рынка. Да, это непросто, да, это может растянуться на годы, но тем не менее это шанс, который более активно, если сравнивать с нами, пытаются использовать белорусы с их батькой.

Беларусь считается страной, не очень привлекательной для иностранных инвестиций - отчасти в связи с тем, что ее экономика тесно срослась с российской. Но проиграла она от этого или, напротив, выиграла? По сути, республика так и осталась "сборочным цехом СССР", который удалось сохранить благодаря партнерству с российскими заводами. Сегодня Беларусь производит и качественную мебель, и бытовую технику, и трактора с комбайнами, и массу другой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это основа ее экономики, которая при любых катаклизмах таковой и будет оставаться - естественно, при сохранении экономического союза с Кремлем, что, как и в нашем случае, является не просто осознанным выбором, а необходимостью.

Да, в отношениях Беларуси и России не все гладко. Как и в любой другой семье, бывают скандалы, иногда доходит даже до размахивания кулаками. Но ни разу склоки не становились поводом "для развода и возвращения девичьих фамилий" - сторонам удавалась договориться, при этом оставаясь при своих интересах.

Наши же нацпаты до дрожи в коленках боятся того, что рано или поздно мы полноценно вольемся в эту семью. И под предлогом угрозы потери независимости сочиняют самые настоящие триллеры. Эти опасения можно было бы разделить, если бы не опыт той же Беларуси, которая, поняв, что теряет от санкций против РФ, не присоединилась к ответным санкциям Первопрестольной в отношении Запада, несмотря на вечную дружбу и практически общую на двоих экономику.

Так что пока мы, взбудораженные страшилками национал-патриотов, продолжаем сохранять дистанцию в отношениях с нашим экономическим партнером, пытаясь сесть на все стулья сразу в надежде, что все скопом на нас не нападут, проходит время. Бесценное время, которое можно было бы использовать на то, чтобы выскочить из тисков сырьевого придатка за счет реального объединения с себе подобными. Выгоды не заставят себя ждать. Приведем лишь несколько конкретных примеров.

Всем известно, что в декабре 2010 года мы совместно с французами создали ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг", которое собирает и якобы адаптирует к нашим условиям вертолеты EC145. Предприятие работает, но машины на наш рынок оно поставляет вдвое дороже, чем те, что производятся материнской компанией, да и летать они в наших климатических условиях просто не могут. При этом фактически за право собирать у нас порядка десяти вертолетов в год мы отвалили французам дополнительно 100 миллионов евро. Стоила ли овчинка выделки? К тому же пока казахстанская сборка не набрала разбег, мы закупили несколько десятков уже готовых машин для нужд МЧС по 20 миллионов евро за каждую.

Тогда как вертолеты аналогичного класса, уже состоящие на службе чээсников, но российского производства, обошлись бы в 8 миллионов каждый. Причем они не замерзают от наших холодов, не плавятся от жары, как французские "стрекозы", и пригодны для использования в горных условиях, чего не скажешь о нежной французской технике. А если так, то почему не наладили совместное с россиянами производство, убив тем самым нескольких зайцев - это и цена, и рентабельность производства, и экспортные возможности…

То же самое касается сотрудничества в оборонном комплексе. Вспомните ракеты "Найза" израильского производства, которые опасны не столько для врага, сколько для самих ракетчиков, сотрудничество с компанией Paramount Group из ЮАР, которая производит БТР "Мородер" или "Мбомбе". Ведь все это ни по цене, ни по качеству не идет в сравнение с аналогичной российской продукцией.

И подобное можно сказать применительно ко всем сферам. Транспортные средства мы закупаем не у наших партнеров по союзу, а в Китае или странах ЕС. При этом оплачиваем таможенные расходы и завозим втридорога комплектующие. То же самое с продукцией химической отрасли, различным оборудованием и т.д. и т.п. Фактически мы гоняемся за синицей в небе, сами себя убеждая в том, что это работает на развитие нашей экономики, на повышение ее конкурентоспособности. Все это такой же миф, как и вспахивающие наши поля трактора "Джон Дир". Но миф очень удобный для определенной категории граждан, застрявших между веками и до конца не понимающих, какой они хотят видеть свою страну. Общие фразы не в счет. Пока что главное - чтоб русским тут не пахло. Если это и есть конструктивная позиция, то снимаем шляпу вместе со скальпом.

Уже несколько лет подряд нацпаты пытаются выжить россиян с "Байконура", подкидывая бревнышки в костер гептилового скандала. Да, согласны, гептил - это плохо, но почему кроме отказа от запуска "Протонов" не предлагается иных вариантов решения проблемы? Например, расселения жителей из зоны ЧС за счет той же России? Чем не выход? Так мы сохраним космодром, который мы самостоятельно обслуживать не в состоянии и который, кроме россиян, по сути, никому не интересен. Или наши русофобы на полном серьезе считают, что французы или американцы потащат в такую даль свои ракеты? Может получиться так же, как с полигонами, которые нам россияне быстренько вернули после повышения расценок на пользование ими и которые сами мы не можем довести до ума. А казна уже лишилась солидных вливаний.

Ребята, может, хватит? Не боитесь заиграться? Синица все еще далеко, а журавль может и не дожить до того времени, пока мы разберемся сами в себе, пытаясь выработать единое понимание, кто мы и куда идем. Пора перестать переписывать историю и помнить только ее негативные вехи, искусственно обесценивая то, что при грамотном подходе может стать золотой жилой.