Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Экономика

Идеология казахского неоконсерватизма… Ассимиляция русскоязычных как условие самоидентификации казахов?

Валерий КупцовЦентрАзия
7 мая 2015
Идеология казахского неоконсерватизма… Ассимиляция русскоязычных как условие самоидентификации казахов?Один из ортодоксальных идеологов строительства национального государства в Казахстане Азимбай Гали "выдал на гора" очередные идеи о перспективах нац. строительства. За долгими рассуждениями о казахском духе и традиции, и многом другом, что, по его мнению, стоит отнести к современному казахскому неоконсерватизму, прячется довольно банальная идейка. "Я полагаю, что необходимо, - утверждает Гали, - в рамках основополагающих демократических принципов создать возможность для добровольной ассимиляции и интеграции представителей неказахских этносов в единую казахскую нацию. Назрела необходимость в создании общенациональной концепции, без партикулиризации (вероятно, партикуляризации - авт.) отдельных этнических начал, с выраженной интеграционистской формой, без сегрегации и деления людей на нации и религии".

"Добровольная ассимиляция" - на первый взгляд симпатичное словосочетание, используемое Гали. Только уж почему-то оно сильно напоминает "добровольную сдачу в плен". Науке известно два основных типа ассимиляции - естественная и насильственная. Все остальное от лукавого. Какую из них имеет в виду Гали? Разумеется насильственную. Мягонькую такую - "без сегрегации и деления людей…", но насильственную. Для естественной - не нужно создавать концепции. А концепция - это неизбежно набор средств понуждающих к такой ассимиляции.

Далее Гали и рисует основы такой концепции - сделать государственный язык основным языком обучения и преподавать на нем 60% учебного материала, а 40% на языке меньшинств.

"Это необходимо, - по его мнению, - для того, чтобы национальные меньшинства не теряли свою самоидентификацию, не забывали свой язык, культуру, традиции и т.д.". Какая потрясающая забота! Но то обстоятельство, что это противоречит Конституции, не волнует нашего ортодокса.

Печальный опыт Литвы и Украины на этом скользком пути для нашего экспериментатора тоже не помеха. У них ведь не было идеолога такого масштаба, как Гали, поэтому и не получилось. Главное попробовать соединить несоединимое и создать русоказахского гомункулуса, "добровольно" избравшего вместо "великого и могучего" казахскую "мову".

Или другой аспект. Ассимиляция - растворение одного народа в другом. Интеграция - взаимопроникновение народов друг в друга, их соединение, но на качественно новом уровне. Идея создания новой общности - казахстанцев - действительно интеграционная идея. Интеграция идет от равенства. Ассимиляция от неравенства. Упоминание этих понятий через запятую, как это делает Гали, проистекает или от безграмотности, что маловероятно, или от стремления смягчить негативный смысл понятия ассимиляция. В любом случае в высшей степени безнравственно - с одной стороны истово заботиться о том, чтобы не закончилась казахская история, не ущемлялось национальное достоинство, а с другой - столь же истово призывать к ассимиляции других народов.

Как утверждал один из великих - в мире было все. "Добровольная" ассимиляция тоже была и не раз. Вот малоизвестный пример из 50-х годов 20 века. Рассказывают, Тодор Живков - руководитель Народной Республики Болгарии в ходе своего первого визита в Турцию пожелал встретиться со своими соотечественниками - болгарами. Ему в ответ: "У нас кроме турков никого нет".

Приехав на родину, Живков решил ответить зеркально "османам-поработителям". И началось по всей Болгарии невообразимое - турки, целыми деревнями "стали добровольно записываться" в болгары. И не просто как-то там потихоньку, а с музыкой, песнями и плясками, торжественной выдачей новых документов на площади под всеобщее ликование. В общем, настоящий праздник по случаю перехода из одной нации в другую. Все это снималось, показывалось, тиражировалось и для тех, кто еще пока не осознал торжества мудрой национальной политики местной компартии.

Может такой "праздник" и хочет устроить Гали для половины населения Казахстана? Только все это еще рановато. Со времени обретения болгарами независимости и до "праздника" для турков, о котором мы рассказали, прошло более 70 лет. Впрочем, для полета мысли ученого, с циркулем в руках, время - категория абстрактная.

Гали зовет всех неказахов "… в единую казахскую нацию". Что ж, давайте посмотрим, что им предлагается.

Нас иногда называют "государством племянников", подразумевая всеобщее стремление "порадеть родному человечку". Как писали еще в 1996 г. А. Н Нысанбаев, Е.М. Арынов и Е.Ж. Бабакумаров в статье "Социально-политический облик на пороге XXI века": "Особенностью страны является то, что различные требования к политической системе предъявляются и посредством организационно неоформленных групп интересов, к числу которых можно отнести элиту родоплеменных групп. Казахский "трайбализм" в настоящее время является и в ближайшем будущем, возможно, будет оставаться достаточно серьезным фактором влияния во внутриполитической жизни".

С тех пор мало что изменилось. Напротив, как и предупреждали ученые, латентный трайбализм стал основой "институализации политических кланов". Ярким свидетельством этому явилось убийство экс-министра Сарсенбаева, ставшего жертвой укоренившихся во власти клановых группировок. Коррупция же на всех государственных уровнях стала неистребимой, поскольку зиждется на скрытых неформальных связях и контактах, въевшихся в плоть и кровь всей кланово-властной системы.

Русские, если бы они даже очень захотели стать русоказахами, никогда бы не вписались в казахскую родоплеменную элиту и остались в качестве квалифицированной обслуги. Уже сейчас 6 млн. русскоязычное население не представлено в органах власти и де-факто не участвует в управлении государством. Поэтому трудно представить себе, что ассимилированные "гомункулусы" будут пользоваться большим уважением со стороны казахских ариев и органично впишутся в казахские жузы.

Понятно также, какая роль им уготована в этом традиционалистском обществе. Безнаказанно воровать и брать взятки русоказахи не смогут - трайбалистской "крыши" нет, сдадут сразу. А честно зарабатывать кусок хлеба - означает фиксированный по минимуму уровень жизни и отсутствие каких-либо карьерных возможностей, поскольку на хлебные должности просто не пустят - "племянников" надо устраивать.

"Актуальнейшая задача на сегодня - внедрение государственного языка в качестве языка межнационального общения. Решим этот фундаментальный вопрос - легко и свободно решим и остальные", - пишет Азимбай Гали.

Под этим подразумевается, что препятствием для решения этого "фундаментального вопроса", является русский язык. И тогда-то, по мысли Гали, будет запущен механизм принудительной ассимиляции. Эволюционно - последовательно развивая казахский государственный язык - выдавить многофункциональный русский язык из общественного употребления никак не удается, и потому его надо "кончить" административно.

По большому счету, весь этот опус написан с единственной целью - исключить любое упоминание русского языка в казахстанском законодательстве. И тогда не надо будет прибегать к инструментам сегрегации, так как у русскоязычного населения Казахстана не останется выбора. С ликвидацией конституционного "официального" статуса русского языка Казахстан становится моноэтническим государством, а нацменьшинства обречены на ассимиляцию и существование на уровне местечковых общин. Разумеется, при этом часть "нацменов" из страны выедет, а другая часть, в основной массе своей, пополнит ряды "самозанятых" и безработных.

Национал-патриоты любят рассказывать айтматовскую легенду про манкуртов, особенно казахам, не знающим казахского языка. Но оказывается то, что для одних (казахов) является процессом "манкуртизации" - страшное и неприемлемое явление, для других (всех неказахов) "добровольная ассимиляция" - благое и нужно дело.

В многонациональном государстве не обойтись без партикуляции этнических начал. Желает этого Гали или не желает. В современном, взаимосвязанном мире, где невозможно выстраивать политику без учета мнений соседей, вот так, запросто, "перемолоть" русских в казахском этносе - не удастся. По крайней мере, взамен им надо предложить нечто равноценное и равновеликое. А коль этого нет, надо научиться созидать, используя для этого все имеющиеся возможности, включая русский цивилизационный фактор.

"Многонациональность - это богатство казахстанского народа", - не раз заявлял Н. Назарбаев. Но Азимбай Гали, видимо, настолько стал состоятелен, что решил пренебречь таким богатством и, более того, увидел в этом некую угрозу.

"Геополитические устремления казахского и русского этносов разнонаправлены, разновекторны и малоприемлемы друг для друга в силу объективных обстоятельств", - не смущаясь, и безо всяких обоснований и доказательств заявляет идеолог казахского национализма. Тем не менее, эти идейки находят свое распространение. Более того, "научные взгляды" Гали имеют отражение в государственной политике Казахстана, в которой все больше и больше прослеживаются этноцентристские тенденции и элементы русофобии.

А как же тогда евразийство, общность культур и мост цивилизаций, и прочее, прочее, о чем не единожды говорил Президент? Что это за объективные обстоятельства, которые мешают русским и казахам быть приемлемыми геополитическими партнерами? Разве Россия перестала быть ведущим экономическим партнером Казахстана, разве единое экономическое пространство предложено не Назарбаевым?

Все эти вопросы пока повисают в воздухе.

По Азимбаю Гали "неоконсерватизм" - это закамуфлированный в наукообразность радикальный национализм и органическое неприятие всего русского. В этом-то и заключается самоидентификация казахов. А чтобы "русским духом" в республике и не пахло - нужна его "добровольная" ассимиляция. Всего-то и нужно - с завтрашнего дня обязать все русскоязычное население Казахстана говорить по-казахски.

Наверное, уместным будет привести в этом контексте слова Азата Дорженова из материала, опубликованного на geo.kz: "Казахский язык без освобожденного народа - жирный перегной, в котором возятся черви".
0
    572