Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Первая полоса
31 декабря 2022
1 января 2022

Под прикрытием зеленого знамени... Панисламизм и его попытки повлиять на политическое поле Казахстана имеют достаточно давнюю традицию

Азамат ИбраевНомад
5 августа 2016

Панисламизм и его попытки повлиять на политическое поле Казахстана имеют достаточно давнюю традицию. Оперируя лозунгами псевдоединства, панисламисты разжигали конфликты в XX веке, и сегодня используют схожую тактику. Как правило, на переднем крае выступают разнообразные "проповедники", маскирующиеся под политологов, деятелей культуры и учителей.

В настоящий момент никто не отрицает, что ислам в целом и панисламизм в частности несут в себе мощный политический заряд. Оставив в стороне непосредственно религию, можно сказать, что панисламизм, взяв на вооружение религиозные инструменты, работает как фактор, стремящийся разрушить государственные образования. Прикрываясь зеленым знаменем, панисламизм через своих агентов стремится дестабилизировать ситуацию в Средней Азии и в Казахстане. Исторических образцов подобного вмешательства достаточно много. Одним из ярких и разрушительных примером можно назвать восстание, в 1916 году охватившее районы современных Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и республик Кавказа. На сегодня историками доказан факт огромного влияния Османской империи на подготовку и ход восстания: турецкие агенты, призывая к религиозному и тюркскому единству, поддерживали восставших морально и материально. Не стоит напоминать, кому был выгоден взрыв на границах Российской империи – противника османов в Первой мировой войне, и что судьба "братьев по вере" османов не особенно волновала. Восстание было подавлено, погибли сотни, если не тысячи мусульман и христиан, а Османская империя развалилась. Чисто политический ход, весьма далекий от религиозных ценностей, туркам не помог. В начале 20-х годов прошлого века Турция официально отказалась от роли "всемирного халифата", однако до конца подобных амбиций так и не утратила.

В веке нынешнем фактор панисламизма, активно провоцируемый из той же Турции и арабских стран, не раз создавал предпосылки для разжигания военных конфликтов на территории стран СНГ. Здесь можно отметить Чеченскую республику, другие районы Северного Кавказа, Узбекистан и Таджикистан. Казахстану, благодаря политике примирения религий и культур, пока удается сохранять свою стабильность, но панисламизм, что называется, неуклонно стучится в двери. В одной из программных речей 2015 года президент РК Нурсултан Назарбаев отметил: "Некоторые государственные и политические лидеры мира в разных форматах пытались привлечь нас к своим, с одной стороны, идеям панисламизма, с другой - пантюркизма, а с третьей - "ценностям и преимуществам" западной цивилизации, свободы и демократии. И те, и другие пытались уговорить нас отказаться от традиционных союзников и партнеров, обещая материальные и политические блага и даже военную поддержку". По словам высших чиновников Казахстана, панисламисты активно играли на различных противоречиях казахстанского социума, поскольку Казахстан – очень сложная страна по своему этническому и религиозному составу. Это же доказывает и статистика терактов и других происшествий, в которых задействован радикальный исламизм. Однако не стоит думать, что последователь воинствующего ислама – это непременно бородач с ружьем или бомбой. Многие из них маскируются под якобы безобидных "экспертов", а порой и под учителей и преподавателей.

Нейтральные же аналитики с начала так называемой "арабской весны" предсказывают ее постепенное продвижение в любую страну мира, где так или иначе задействован исламский фактор (через религиозные общины и соответствующие организации). Наряду с наиболее явными полями для отработки навыков панисламистов, такими как Пакистан, страны Северной Африки, в зону риска попадают государства Средней и Центральной Азии, Европа и США, в которых баланс сил меняется из-за наплыва беженцев.

Повторимся, что пока Казахстан придерживается позиций мультикультурности и мультиполярности, опасность не столь велика, но противостоять различным агентам влияния следует ежедневно. В Казахстане, как явствует из речей "проповедников", есть основы для создания движений панисламистов. В настоящий момент светский характер нашего государства выводит его за рамки "исламского мира" со всеми присущими ему чертами. Тем не менее, в планах идеологических борцов Казахстану отводится роль одного из центров воображаемого планетарного халифата, так как наряду с картой религии они разыгрывают и карту этнической идентичности – пантюркизм. Согласно такому мировоззрению, Казахстан, как часть "Великого Турана", вместе с кавказскими и другими среднеазиатскими республиками, должен будет стать оплотом новой псевдорелигиозной идеологии.

По мнению аналитиков, на сегодня перед агентами исламистов ставится задача воспитывать и направлять различные деструктивные силы в РК, в риторике сторонников халифата именуемые "угнетенными слоями". Как правило, это сельские жители, либо перебравшиеся в город мигранты, которые в силу нехватки образования не могут найти хорошую работу. Разочаровавшись в патерналистских мечтах, согласно которым государство обязано предоставить им работу, жилье и средства, они пополняют маргинальный класс и преступные группировки. Политический фактор панисламизма воспринимается данными категориями естественно и буквально: "если мне не досталось материальных благ, а "неверные" ими владеют, нужно восстановить справедливость силой оружия". При этом под "неверными" могут пониматься и мусульмане, по представлениям исламистов, верующие "неправильно". По всей вероятности, согласно тактике этого течения, последователи данной идеологии должны достичь в городах областного значения и в мегаполисах Алматы и Астане критической массы, чтобы перейти непосредственно от силовых акций к созданию политических партий. Именно на подобный вариант развития событий направлены усилия агентов влияния. Не нужно лишний раз подчеркивать, что в результате Казахстан рискует превратиться в Сирию или вовсе исчезнуть с карты мира. О том, насколько безграничны амбиции и стремления панисламизма, в одном из интервью сказал Гейдар Джемаль. "Для такого халифата и Великобритания является частью единой территории, независимо от того, кто там официально состоит в правительстве. Там, где есть угнетенные низы, хоть в Ирландии, хоть в Новой Каледонии, которые способны бросить вызов Системе и нуждаются в помощи, в организации – там реализуется истинный халифат, опирающийся на сеть политических джамаатов".

Чтобы добиться реализации такого "идеального сценария" исламисты не жалеют сил и средств, вливаемых как преступные группы, так и в НПО, политические организации, школы, колледжи и т.д. Тем не менее, как мы проследили на примере провокации восстания 1916 года, объединяющая и поддерживающая функция панисламизма является его величайшей химерой. Воинствующие радикалы не способны примириться даже в своей собственной среде, примером чему служат постоянные конфликты между различными формированиями на территориях той же Сирии, Ливии, Египта, Судана и других стран, в которых слабость государственных органов и маргинализированность населения позволили исламистам взять власть в свои руки. Точно так же враждуют между собой радикальные суннитские и шиитские группировки по всему мусульманскому миру, радикалы Ирана воюют "против всех", организация "Хизб-ут-тахрир" служит инструментом для разжигания гражданских войн в странах ислама, а в государствах Персидского залива постоянно зреют разнообразные заговоры.

Особняком в этом перечне стоит Турция, со дня обретения Казахстаном независимости стремившаяся под тем или иным соусом вовлечь нашу страну в свою орбиту. Последовательно выбирая для этого разные идеологические форматы, турецкие деструктивные силы создавали на нашей территории очаги влияния в виде НПО, организаций образования, а возможно, и финансировали "проповедников" с казахстанским паспортом, но целиком преданных своим османским нанимателям. Между тем, даже официальное партнерство РК и Турции сегодня подвергается риску, поскольку исламистские структуры ненадежны по определению. Как известно, в последние годы светский турецкий режим серьезно трансформировался и на сцену вновь открыто вышли исламисты, кроме прочего, согласно некоторым данным, оказывающие поддержку воюющим в Сирии боевикам. Ради своих интересов и внутренних конфликтов, турецкие власти могут легко разрушить установленные годами связи со странами постсоветской Азии. Например, на прошлой неделе официальная Анкара потребовала закрыть казахстанско-турецкие лицеи (КТЛ). Еще не оправившийся от попытки переворота турецкий режим с маху обвинил КТЛ в пособничестве террористам, в роли которых выступают политические оппоненты президента Эрдогана, возглавляемые Фетхуллахом Гюленом. Гюлен ныне проживает в США и свою причастность к перевороту и терроризму отрицает, что не мешает Турции клеймить многолетних союзников. "В 1997 году террористическая организация собрала все учреждения, действующие в сфере образования, под "зонтом" Казахстанско-турецкого образовательного фонда (KATEV). В составе KATEV в городах Караганде, Жезказгане, Шымкенте, Кызылорде, Талдыкоргане, Таразе, Астане, Алматы, Атырау, Актау, Усть-Каменогорске, а также в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях действуют 29 лицеев, университет, колледж, начальная и средняя школы", – говорится в материале одного из турецких информагентств.

Пытаясь добиться от Казахстана и Киргизии, в которой тоже "внезапно обнаружились" некие пособники, Анкара применила явную тактику давления. Кыргызстану вообще было заявлено о попытках совершить в этой стране переворот, на что тамошние власти отреагировали весьма жестко. В настоящий момент многие эксперты заявляют о том, что подобные резкие телодвижения лишний раз доказывают сомнительность долгосрочных стабильных отношений с режимами, претендующими на мировое господство всевозможной окраски.